Автор+10
Андрей ГригорьевРуководитель известного велосипедного ресурса Санкт-Петербурга, посвящённого велосипеду и велотуризму. Автор многих информационных и технических статей. Визитная карточка |
||||
Деталь, расположенная в центре колеса, к концам которой присоединяются спицы. Влутка состоит из оси, которая крепится к концам перьев вилки; из корпуса, к которому присоединены спицы; и из подшипников, расположенных между осью и корпусом, позволяющим внешней части свободно крутиться вокруг оси. В задней втулке также есть механизм крепления ведомых звёзд. В некоторых задних втулках встраивается механизм ножного, барабанного, дискового или роллерного тормоза. Некоторые задние втулки содержат встроенныйпланетарный механизм переключения передач.
Втулки различаются по таким параметрам, как наличие дополнительных устройств, прочность и тип защиты от внешних воздействий. Соответственно, существенно различаются и вес, и цена. И если втулки горного и шоссейного велосипеда имеют примерно одинаковое строение, то втулки со встроенными тормозами уже отличаются весьма существенно, а втулки с внутренним переключением передач - кардинально.
Задние втулки многоскоростных велосипедов, не считая планетарных, могут быть двух видов. Резьбовые втулки, где трещотка навинчивается на втулку или барабанные, где храповой механизм является частью втулки, а кассета представляет собой лишь набор звезд.
Корпусы современных втулок могут быть литыми, точёными или штампованными, изготовленными из алюминиевых сплавов и частично из сплавов титана. Сейчас наиболее распространены точёные и штампованные алюминиевые втулки. Втулки, предназначенные для колёс с радиальным спицевым набором, имеют упрочнённые фланцы, способные выдерживать высокие радиальные нагрузки. Оси втулок могут быть стальными, алюминиевыми или титановыми. У велосипедов, предназначенных для экстремальных дисциплин, появились передние и задние втулки с увеличенным диаметром оси(например, 20 мм спереди и 10 мм, 12 мм сзади).
Втулки горных велосипедов подразделяются на обычные и дисковые — предназначенные для установки на них роторов дисковых тормозов. Сейчас распространены два несовместимых стандарта крепления роторов: ISO на шести болтах и шлицевое со стопорным кольцом — Center Lock компании Shimano.
Колесо может крепиться на раме или вилке либо гайками, либо при помощи быстросъёмного эксцентрикового механизма. Удобство использования эксцентриковой стяжки заключается в возможности быстрого снятия и установки колеса без использования инструментов.
Некоторые современные недорогие втулки горных велосипедов имеют двойное контактное уплотнение. В дорогих втулках и втулках шоссейных велосипедов применяется лабиринтное уплотнение, которое создает меньньшее сопротивление вращению колеса, чем контактное, но несколько хуже защищает от грязи и воды.
К настоящему моменту наибольшее распространение получили втулки с радиально-упорными конусными подшипниками качения. Например, все втулки Shimano используют именно такие подшипники. Подшипники состоят из внешней и внутренней обоймы, набора шариков и иногда сепаратора. В качестве внутренней обоймы выступает конус, навинчиваемый на ось втулки, а внешняя обойма впрессована в корпус втулки. Главные достоинства подшипников этого типа - ремонтопригодность и возможность регулировки по мере износа. Из недостатков - сложность сборки(много деталей) и необходимость регулировки.
Другой тип подшипников, встречавшийся ранее только во втулках шоссейных велосипедов, это радиальные обойменные(промышленные) подшипники. Сейчас они распространились и среди втулок для горных велосипедов. К достоинствам можно отнести меньшие потери на трение, простоту сборки втулок, отсутствие необходимости регулировки. С учётом лёгкой замены подшипника, ресурс втулки увеличивается многократно. Но радиальные подшипники плохо переносят осевые нагрузки.