Словарь терминов:
Скорости

У велосипедов, оснащённых переключателем передач, в общей сложности насчитывается от 2 до 30 «скоростей». Подобная терминология обозначения количества скоростей, доступных для использования, довольно противоречивая и создаёт путаницу.

Для велосипедов с одним переключателем скоростей всё просто — количество позиций переключателя равен количеству скоростей.

  • Для втулки со внутренней системой переключения передач количество скоростей определено конструкцией втулки.
  • Для внешней системы переключения — дерайлера — число скоростей определено количеством шестерёнок в кластере задних звёзд.

В случае использования двух переключателей скоростей, всё более запутано. В большинстве современных велосипедах установлены переключатели как на заднем колесе, так и на передних ведущих звёздах.

Обычно число скоростей в этом случае получается посредством умножения количества ведущих и ведомых звёзд.

  • К примеру, велосипед с 4 заднимим звёздами и 2 передними обычно называется«8-скоростным»(4 x 2 = 8).
  • В конце 50-х годов, 5-скоростные задние кластеры звёзд стали нормой, и подобные велосипеды назывались«10-скоростными». В 60-х и 70-х слово«велосипед» и «10-скоростной» практически стали синонимами.
  • В начале 80-х, набрали популярность 6-скоростные блоки задних звёзд, таким образом велосипед стал называться«12-скоростным». В том случае, если спереди стояли 3 ведущие звезды вместо 2-х, велосипед становился«18-скоростным».

А вот дальше началась путаница!

  • В конце 80-х сзади стали устанавливаться 7-скоростные кластеры звёзд. Теоретически, в зависимости от того, сколько шестерёнок стояло впереди, велосипед должен был называться 14- или 12-скоростным. Но многие стали использовать термин«7-скоростной» — исключительно по количеству задних шестерёнок.
  • В начале 90-х рынок заполнили 8-скоростные блоки ведомых звёзд и шоссейные гонщики, невзирая на то, что спереди велосипеды как правило комплектовались 2 шестерёнками, называли их «8-скоростными»(забыв, в частности, про 8-скоростные(4 x 2) велосипеды начала 50-х). Понятия«16-скоростного» велосипеда в этом случае никто не употреблял. При этом туристские и горные велосипеды с тремя ведущими звёздами назывались«24-скоростными».
  • Традиция наименований сохранилась впоследствии: велосипеды с двумя передними звёздами обычно называются по количеству скоростей сзади(9- и 10-скоростные); велосипеды с тремя звёздами — по суммарному количеству звёзд(27- и 30-скоростные). При этом велосипеды с 9 звёздами сзади и 2 спереди теоретически могут называться и «18-скоростными», но никто это не делает, чтобы не путать с «18-скоростными» вариантами 6 x 3.

Важно также помнить о том, что есть разница между теоретическим и фактическим количеством скоростей на велосипедах с передним и задним переключателями, поскольку многие комбинации звёзд не используются ввиду слишком большого перекоса цепи.

Плюс к этому, некоторые сочетания передних и задних звёзд имеют равное передаточное отношение. Таким образом у «27-скоростного» велосипеда в действительности только 20 разных передач.