Для обычных болтовых и гаечных соединений используются как правило две системы — SAE (стандарт США) и метрическая система(стандарт ISO). В системе SAE резьба определяется диаметром и количеством витков на дюйм — tpi. Например, известный размер«1/4 — 20» означает болт диаметром 1/4 дюйма и 20 витков на дюйм. Метрическая система испоьзует параметр расстояния между двумя соседними резьбовыми витками. Например,«6 x 1» означает 6-миллиметровый болт с витками, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга. Этот размер часто используется для крепления тормозной ситемы и колодок. Размер«5 x 8» как правило используется в креплении крыльев, багажника, флягодержателя, рычагов переключения и для анкерных болтов крепления троса.
Существовала и третья система под названием BSW — British Standard Whitworth. Дюймовая резьба была предложена Джозефом Витуортом(Joseph Whitworth) в 1841. Резьба с мелким шагом называлась BSF — British Standard Fine. До 1960-х годов был британским стандартом, пока его не сменила метрическая система.
В отличие от обозначение резьбы для гаек и болтов, многие другие велосипедные компоненты могут использовать совершенно разные резьбовые системы. Например, рулевые колонки и каретки для велосипедов, сделанных в США, для велосипедов BMX и для односоставных шатунов; а также велосипеды, сконструированные в Великобритании, Франции, Италии, Швеции и велосипеды Raleigh.
Стандарт |
Резьба |
Резьба левой регулируемой чашки |
Резьба правой фиксированной чашки |
Длина корпуса |
Применение и комментарии |
Британский, ISO стандарт |
1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpi |
правая |
левая |
Стандартный 68 мм, 73 мм - увеличенный |
Подавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы. |
ISIS Overdrive |
48 x 1,5 мм |
правая |
левая |
68 мм, 100 мм |
Один из новых стандартов систем увеличенного размера. |
Итальянский стандарт |
36 мм X 24 tpi |
правая |
правая (внимание!) |
70 мм |
Итальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Французский стардарт |
35 мм X мм (25,4 tpi) |
правая |
правая (внимание!) |
68 мм |
Устаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Шведский стандарт |
35 мм X мм (25,4 tpi) |
правая |
левая |
68 мм |
Аналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке. |
Стандарт Raleigh |
1 3/8" X 26 tpi |
правая |
левая |
71 мм, 76 мм |
Сатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах. |
Односоставные шатуны "Аштабула" |
Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose) |
|
|
68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно) |
Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16". |
Резьба корпуса каретки |
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) |
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) |
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) |
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) |
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) |
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) |
Идентично |
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится |
Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности |
Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится |
Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу |
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) |
Чашки британского или ISO стандарта проваливаются |
Идентично |
Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают |
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) |
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно |
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится |
Идентично |
Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы |
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно |
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) |
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно |
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится |
Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы |
Идентично |
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно |
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) |
Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу |
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится |
Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности |
Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится |
Идентично |
Применение |
Размер, мм |
Примечание |
Шоссейные 2-звёздные системы |
43,5 |
Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм. |
Шоссейные 3-звёздные системы |
45 |
Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. |
3-звёздные системы на горном велосипеде |
47,5-50 |
Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо. |
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач |
40,5-42 |
У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм. |
Односкоростные системы на горном велосипеде |
52 |
В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. |
Планетарная втулка Rohloff Speedhub |
54 (58, 13 зубцов) |
Односкоростные системы на горном велосипеде |
47,5 |
Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы. |
Размер штока (внешний диаметр) |
Размер патрона выноса (внутренний диаметр) |
Внутренний диаметр кольца короны |
Рулевой стакан, внешний диаметр |
Резьба на дюйм, tpi |
Примечания |
BMX/Велосипеды с односоставным шатунами |
0,833" (21,15 мм) |
26,4 мм |
32,7 мм |
24 |
Используется как правило на велосипедах с односоставными шатунами, а также на горных велосипедах старого типа. |
Французский стандарт, 25 мм |
22 мм |
26,5 мм, 27,0 мм |
30,2 мм |
25.4 (1 мм) |
Устаревший стандарт. Французские рулевые колонки, как правило, шли с запаяным концом, вместо специального выточенного паза, как во всех остальных резьбовых колонках. |
Взаимозаменяемость: Эти 5 размеров вилок и рулевых колонок подходят к одному типу рам, поскольку размер головной трубы (рулевого стакана) одинаковый. |
1", ISO стандарт (25,4 мм) |
7/8" (22,2 мм) |
26,4 мм |
30,2 мм |
24 |
Стандартный размер 1". |
1", итальянский стандарт (25,4 мм) |
7/8" (22,2 мм) |
26,5 мм, 27,0 мм |
30,2 мм |
24 |
Устаревших стандарт. Резьба нарезана под уклоном 55 градусов, но при этом рулевые колонки ISO или JIS стандартов могут быть установлены. |
1", японский JIS стандарт (25,4 мм) |
7/8" (22,2 мм) |
27,0 мм |
30,0 мм |
24 |
Старые велосипеды или низкокачественные китайские варианты. |
1", стандарт Raleigh (25,4 мм) |
7/8" (22,2 мм) |
26,4 мм |
30,2 мм |
26 |
Стандарт, запатентованный английской компанией Raleigh. |
Австрийский стандарт (26 мм) |
22 мм |
26,7 мм |
30,8 мм |
25.4 (1 мм) |
Высококачественные австрийские велосипеды, использующие британские и ISO стандарты. |
Французский стандарт для тандемов 28 мм |
22 мм |
|
|
25.4 (1 мм) |
Устаревший стандарт. |
1 1/8" (28,6 мм) |
1" (25,4 мм) |
30,0 мм |
34,0 мм |
26 |
Стандарт увеличенного размера. Данный размер чаще всего используется на безрезьбовых системах. |
1 1/4" (31,8 мм) |
1 1/8" (28,6 мм) |
33,0 мм |
37,0 мм |
26 |
Обычно используется в тандемах. |