Словарь терминов:
Просвет, зазор, клиренс

Понятие клиренса или просвета применяется к нескольким разным частям велосипеда.

Расстояние между покрышкой и крылом

Данный просвет определяется исключительно конструкцией рамы. Хорошо спроектированная рама предполагает установку покрышек определённой ширины(в зависимости от предназначения рамы) и, разумеется, подразумевает наличие некоторого расстояния до крыла во избежание трения.

В этом случае самой важной является точка, где передняя покрышка проходит под короной вилки, а также где задняя покрышка проходит через верхние и нижние перья рамы. Иногда существует проблема в недостаточном вертикальном просвете между протектором покрышки и мостом на верхних перьях, а также нехватка свободного расстояния до клещевого тормоза.

Исторически все трековые велосипеды изготавливались с минимальными зазорами, поскольку в этом случае используются максимально гладкие и узкие слики. В 1980-х годах шоссейные велосипеды начали заимствовать основные принципы конструкции трековых велосипедов, и в связи с этим впоследствии большинство«гоночных» велосипедов оказались с неоправданно небольшим просветом. Причиной этому являлось всего лишь слепое стремление к стилизации. В своё время, когда подобная дизайнерская болезнь достигла своего пика, велоиндустрия в целом начала приобретать болезненную тенденцию к производству довольно странных велосипедов и деталей. На велосипед с минимальным просветом можно установить клещевой тормоз только с самыми короткими рычагами. В связи с этим многие производители тормозных систем полностью переключились на производство короткорычажных тормозов, и нормальные тормозные системы просто исчезли из продажи. Производители рам и вилок, в свою очередь, подхватили тенденцию и продолжили выпуск продукции с минимальным клиренсом.

Единственный человек, работавший в компании Rivendell, Грант Питерсен(Grant Petersen), заметив нездоровую тенденцию, смог повлиять на возвращение в производство тормозных систем с более длинными рычагами.

Раму с минимальным просветом починить невозможно. Как-то попытаться решить проблему можно лишь установив колёса меньшего диаметра.

Расстояние до педали в повороте

В тот момент, когда велосипедист входит в поворот и совершает наклон в сторону, есть высокая доля вероятности зацепиться педалью за дорожное покрытие. Этот зазор зависит от нескольких параметров:

  • Высота каретки
  • Длина шатуновCrank length
  • Длина педалей

Сочетание всех указанных значений определяет, насколько сильным может быть наклон в повороте, не исключая при этом возможности кручения педалей.

Особенно важным это расстояние является для велосипедов с фиксированным приводом, поскольку подобные системы не имеют свободного хода, и педали крутятся постоянно. Кроме того, при ударе педалью о землю на фиксе, заднее колесо моментально подскакивает вверх, что может привести к падению.

Расстояние от мыска

Есть ещё один важный зазор на велосипеде — от мыска ноги велосипедиста до переднего колеса или крыла.