На иллюстрации втулка с насыпными подшипниками.
Основное назначение подшипника — уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики.
Существует несколько видов подшипников, которые классифицируются по следующим признакам:
- форме тела качения — шариковые, роликовые, цилиндрические и др;
- направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил; радиально-упорные — для восприятия радиальных и осевых сил;
- числу рядов тел качения — одно-, двух- и четырёхрядные;
- чувствительности к перекосам — самоустанавливающиеся(позволяют до 3° перекос) и несамоустанавливающиеся;
- отверстиям внутреннего кольца — цилиндрические, конусные.
В велоиндустрии встречаются, как правило, два типа подшипников:
Конусные, насыпные или упорные
Представляют собой разборную конструкцию, состоящую из чашки(которой может являться само тело детали), шариков определённого диаметра и прижимной конусной гайки. Иногда шарики помещаются в сепаратор, отделяющий их друг от друга, удерживающий на равном расстоянии и направляющий движение.
В качестве основных премуществ насыпных подшипников можно выделить их простоту в сервисном обслуживании и устойчивость к осевым нагрузкам.
Картриджные, промышленные или радиальные
Представляют собой конструкцию из двух колец — внешнего и внутреннего и запрессованных шариков между ними. Бывают как закрытый, так и открытый варианты промышленных подшипников.
В велосипеде подшипники применяются в рулевой колонке, каретке, втулках, а также в тормозных системах, педалях, трещотках и других компонентах.
Основными преимуществами промышленных подшипников являются высокая точность изготовления и влагозащищённость.
Вследствие чего улучшаются его ходовые качества и увеличивается ресурс. Если подшипник всё-таки вышел из строя, последствия будут незначительными. Насыпной подшипник в этом случае может сильно повредить саму деталь(чашки, конусы втулки, каретки).
Слева: прижимная конусная гайка насыпного подшипника. Справа: закрытый промышленный подшипник.