Каретка представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.
Обычная каретка с насыпными подшипниками. Ключом ослабляется стопорное кольцо, и специальным инструментом подцепляются два отверстия регулировочной чашки.
Картриджная каретка. Специальный шлицевой ключ показан сверху каретки. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно сначала демонтировать шатун.
Каретка под односоставные шатуны«Аштабула» старого типа. У стопорной гайки и конуса за ней левосторонняя резьба.
При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы(англ. bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала(англ. axle length) и линию цепи(англ. chain line).
Стандарт | Резьба | Резьба левой регулируемой чашки | Резьба правой фиксированной чашки | Длина корпуса | Применение и комментарии |
Британский, ISO стандарт | 1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpi | правая | левая | Стандартный 68 мм, 73 мм - увеличенный | Подавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы. |
ISIS Overdrive | 48 x 1,5 мм | правая | левая | 68 мм, 100 мм | Один из новых стандартов систем увеличенного размера. |
Итальянский стандарт | 36 мм X 24 tpi | правая | правая (внимание!) | 70 мм | Итальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Французский стардарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | правая (внимание!) | 68 мм | Устаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Шведский стандарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | левая | 68 мм | Аналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке. |
Стандарт Raleigh | 1 3/8" X 26 tpi | правая | левая | 71 мм, 76 мм | Сатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах. |
Односоставные шатуны "Аштабула" | Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose) | 68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно) | Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16". |
Резьба корпуса каретки | Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) |
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | Идентично | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу |
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Чашки британского или ISO стандарта проваливаются | Идентично | Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают | ||
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Идентично | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно |
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | Идентично | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно |
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится | Идентично |
Применение | Размер, мм | Примечание |
Шоссейные 2-звёздные системы | 43,5 | Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм. |
Шоссейные 3-звёздные системы | 45 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. |
3-звёздные системы на горном велосипеде | 47,5-50 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо. |
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач | 40,5-42 | У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм. |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 52 | В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. |
Планетарная втулка Rohloff Speedhub | 54 (58, 13 зубцов) | |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 47,5 | Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы. |
Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68 или 73 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.
Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы(линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116-127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108-113 мм для более высоких групп.