Статьи → Материалы велосипедных рам

Главной деталью любого велосипеда, безусловно, является рама. И в огромной степени основные характеристики двухколесной машин, такие как ходовые качества, вес, удобство пользования, и не в последнюю очередь цена, зависит от материала, их которого сделана рама. Современные технологии производства позволяют применять в велостроении рамы из самых разных материалов. Попробуем рассмотреть основные типы велосипедных рам.

Самым простым материалом для подобных изделий служит простая сталь. Велосипеды с такой рамой, как правило, находятся в нижнем ценовом сегменте. Стальная рама отличается большой массой, ее прочностные качества невелики, сам материал подвержен быстрой коррозии.

Значительно лучше по характеристикам рамы из так называемой высокотянутой стали. Велосипед, имеющий в основе такую рамную конструкцию, лучше ведет себя на неровной дороге благодаря способности металла к амортизации. Но для подобных рам также характерен излишне большой вес, не всегда удовлетворительное качество изготовления, подверженность коррозии. Из положительных сторон можно отметить низкую цену таких изделий. Как правило, велосипеды с такими рамами относятся к категории начального уровня. Более высоко котируются велорамы, сделанные из хромомолибдена. В них сохраняются все положительные качества стальных рам, при этом масса такого изделия меньше, чем стального, а долговечность выше. Более дорогие рамы из хромомолибдена изготавливают со стенками различной толщины. Такой технологический прием носит название баттинг. Баттированные рамы сочетают в себе прочность и легкость конструкции. При изготовлении таких рам часто используют фирмы ведущих мировых производителей, таких как Reynolds или Tange, что повышает качество и стоимость самого велосипеда. Чаще всего такие конструкции используются в туристских машинах. Хромомолибденовые рамы высокого качества придают велосипеду отличные ходовые качества, надежность и комфорт в эксплуатации. В случае поломки рамы из такой стали легко поддаются ремонту, в том числе и с использованием сварки, что является немаловажным обстоятельством для велопутешественников. Цены на машины с качественными хромомолибденовыми рамами берут начало с цифры в 400 долларов. При покупке такого велосипеда самое главное – найти раму из материала хорошего качества, так как основная масса хромомолибденовых велосипедных конструкций приходится на недорогие машины для начинающих. Профессиональные рамы в этом сегменте изготавливает компания Marin и некоторые другие дорогие бренды. Из недостатков велосипедов с подобными рамами можно отметить невысокую приемистость машины и значительные энергетические затраты велосипедиста, например, во время преодоления затяжных подъемов.

Далее по возрастанию качества следуют рамы из сплавов алюминия. Такие конструкции, как правило, имеют малый вес и довольно высокую прочность, отличаются «агрессивным» внешним видом и откровенно спортивной направленностью. Легкость материала в обработке породила целый ряд различных серий сплавов этого легкого металла, имеющих различные индексы, понятные специалистам (7000, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061T6). Но выбирая конструкцию из алюминиевого сплава следует, прежде всего, обращать внимание на фирму, изготовившую раму и так называемый рамный класс. Машина, в основе которой есть рама хорошего класса, отличается отличной приемистостью, «чувством» дороги и хорошей тяговитостью на подъемах. Алюминиевые рамы высокого качества сегодня производят множество именитых фирм. Цены на такие велосипеды колеблются от 800 до 1000 долларов. Для полноценной эксплуатации сплавной алюминиевой рамы очень важно, чтобы велосипед был оснащен амортизационной вилкой надлежащего качества. Только в таком «тандеме» изделие из алюминиевого сплава максимально раскрывает свои возможности. Из недостатков таких конструкций можно отметить меньшую, чем у ранее упомянутых рам способность к движению накатом и повышенную «трясучесть». Велотуристы не очень жалуют такие рамы из-за их высокой жесткости и невозможности серьезного ремонта в походных условиях. Имеются также неподтвержденные испытаниями мнения о том, что рамы из алюминия излишне подвержены воздействию низких температур. Но как бы то ни было, сегодня алюминиевые рамы являются безусловными лидерами по применению на велосипедах различного назначения.

Следующим материалом, применяемым для изготовления велосипедных конструкций, является титан. Рамы из этого материала, как правило, устанавливают на велосипеды профессионального класса. Характеристики, определяющие массу машины, у титановых рам соответствуют высококлассным изделиям из алюминия. Грамотно сконструированная и изготовленная рама из титана хорошо «показывает» себя при движении по неровной дороге, практически неподвержена воздействию вибрации и показывает отличные ездовые характеристики при движении накатом. По целому ряду параметров титановые рамы не уступают аналогичным изделиям из хромомолибдена. Особенно примечательной является способность велосипедов с титановыми рамами не снижать скорость движения на дорогах с плохим и неустойчивым покрытием. Титан обладает высокой устойчивостью к атмосферным перепадам и небольшим механическим воздействиям. Велосипед с такой рамой будет исправно функционировать достаточно большой промежуток времени, сохраняя все первоначальные свойства. Перечень недостатков титановых рам тот же, что и у изделий из хромомолибдена – энергетические потери при движении на затяжных подъемах и так называемом «танцевальном» педалировании. Высококачественные рамы из титана производятся такими фирмами как Merlin и Wheeler, а цена велосипедов зашкаливает за 1000 долларов.

Композитный материал карбон является инновационным в производстве велосипедных рам и, соответственно, достаточно дорогим. Высокое качество материала и способ изготовления диктуют и такие же цены. Велосипеды с карбоновыми рамами продаются по ценам, начинающимся от 1000 долларов. Одно из главных достоинств материала – малый вес, некоторые образцы карбоновых рам весят меньше килограмма. Технология изготовления позволяет придавать таким рамам самые разнообразные свойства. Как правило, велосипеды, оснащенные карбоновыми рамами, обладают высокой жесткостью, что обуславливает их применение в профессиональных велосипедных гонках. Рамы из карбона сегодня предлагают практически все мировые изготовители. Но в ряде случаев жесткость карбонового каркаса оборачивается его недостатком. Это, например, неприемлемо, если машина используется для дальних поездок, так как в этом случае жесткая рама передает вибрации дороги на позвоночник велосипедиста. Кроме того, карбоновые рамы плохо переносят сильные «точечные» воздействия, хотя повышенная прочность и помогает демпфировать достаточно сильные удары.

И наконец, при производстве современных велосипедных рам применяется магний. Изделия из этого материала в современном велосипедном мире считаются самыми легкими. К их несомненным положительным сторонам, кроме малого веса, относят и хорошую способность поглощать вибрации, возникающие при движении. Плавность хода таких велосипедов сравнима с изделиями из титана и хромомолибдена. Такие машины не имеют конкурентов при путешествиях на значительные расстояния. Все отмеченные плюсы стальных и титановых конструкций можно в полной мере отнести и к изделиям из магния. Это и способность «отслеживать» курсовые отклонения трассы, и нивелирование случайных ошибок при управлении велосипедом. Ездок на таком велосипеде меньше устает при движении по бездорожью. Но даже у такой совершенной рамы есть свои недостатки. Это, в первую очередь, неспособность магния противостоять агрессивным средам. По этой причине зимняя эксплуатация велосипеда с титановой рамой вряд ли представится возможной. О другом велосипеде стоит задуматься и тем велосипедистам, которые практикуют «грузовой» туризм. Основным производителем велосипедных рам из магния уже долгое время остается фирма Merida. А в нашей стране подобные изделия выпускает производитель, известный как Litech. Из перспективных направлений в этой области можно выделить рамы, получаемые на основе сплавов титана и карбона, а также карбона и алюминия.

Источник: manetka.ru